Кошкин Кирилл
Онлайн терапевтическая группа. Как это?
Отчет о личном опыте ведения онлайн терапевтической группы.
Много лет я вел терапевтические группы. Традиционные, с «живым» присутствием участников, долговременные и краткосрочные. Деятельность хорошо знакомая, понятная, любимая. Но вот попала вожжа, как говорится… Несколько лет я вынашивал идею провести терапевтическую группу онлайн. Было много сомнений и вопросов, которые не с кем было обсудить. В 2016 я решился и запустил проект, который был рассчитан на 9 месяцев. На старте в группе было 18 человек, а завершали проект 14. По мнению участников - проект удался, а по-моему – превзошел мои ожидания. Теперь детали.

Как все было устроено.
Сначала была создана закрытая группа в Фейсбуке, куда были приглашены участники проекта и где развивались основные события. Основным событием в группе была еженедельная сессия с одним из участников, которую я проводил онлайн, делал видеозапись. Запись выкладывалась в группе Фейсбука и участники обсуждали ее в комментариях. В начале каждой недели проводилось голосование, с помощью которого решался вопрос о том, чью сессию мы будем обсуждать в течение недели. Основным правилом (наряду с традиционными групповыми, например, о конфиденциальности) было обязательное комментирование записи сессии каждым участником группы. Если участник по каким-либо причинам не соблюдал его, следовало предупреждение, а затем исключение из группы. В формате комментариев участники не были ограничены: это мог быть текст, изображение, аудио или видеозапись. Комментировать запись можно было в любое удобное время в течение недели. Объем и неформальность комментария не учитывались – любая реакция на сессию зачитывалась.

Наибольшие мои опасения были связаны с динамическими процессами. Я беспокоился, что в онлайн формате они могут не начаться. Поэтому я подстраховался и в первые месяцы использовал дополнительную процедуру: метод шести шляп мышления Эдварда де Боно (). Каждому участнику в начале недели «вручалась» шляпа того или иного цвета и свои комментарии он должен был оставлять с учетом цвета шляпы. При этом участники не знали о том, у кого какого цвета шляпа. Думаю, что это существенно облегчило знакомство: каждый участник имел возможность легально проявить свои разные личностные качества, имея возможность в трудной ситуации «прикрыться» шляпой. На третьем месяце работы группы шляпы себя изжили. Группа зажила и реальные динамические процессы потекли так мощно, что отвлекаться на шляпы никому не хотелось.

Про оплату. Одно обстоятельство в онлайн терапевтической группе меня вдохновляло особенно – это возможность участия в проекте людей из разных точек Земли. Но «в разных точках Земли» групповая терапия стоит очень по-разному. Поэтому я поинтересовался региональными ценами и взял за основу среднюю. В начале проекта участники оплачивали первый и последний месяц, а в процессе - авансом за месяц (четыре недели, четыре сессии). В случае досрочного выхода из проекта, деньги за последний месяц не возвращались. По моим впечатлениям финансовая нагрузка на участников проекта была невелика и никто особенно ею не тяготился.


История.
До этой группы я провел несколько краткосрочных (не более 3-х месяцев) проектов, которые позволили мне определиться с оптимальным форматом. Например, была группа со смешанным участием: часть группы встречалась «в живую», часть присутствовала на сессиях виртуально. Виртуальные участники выводились на большой экран, а живая группа транслировалась им. И была общая площадка в социальной сети. Такой формат оказался крайне неудачным и динамически и технически. Потом был дидактический проект, который одновременно велся в двух группах, в «живой» и в виртуальной. Участники обеих групп могли общаться на тему прошедших групп. Этот вариант тоже не принес желаемого результата – единой группы не возникло. Просто прошли две отдельные друг от друга. Наконец, благодаря ведению длительных обучающих онлайн проектов удалось определиться с нынешним форматом, который оказался удачным. Ниже я постараюсь раскрыть основные преимущества онлайн терапевтической группы.



Во-первых, это конечно время. Принять участие в текущей сессии можно в любое удобное время. Правда, одна из участниц заметила: «Удобно, можешь зайти в группу, когда угодно, но в этом и минус: если в группе начинается быстрая движуха, можно не успеть и выпасть из процесса». С другой стороны, в группе Фейсбука в точности сохраняются все активности, всех участников. В сущности, событие, сессия – не перестает быть и может быть актуализировано конкретным участником, когда это будет нужно. Всегда можно вернуться, доосмыслить, доспросить, договорить. Особенно впечатляет уникальная возможность, доступная только в таком формате группы – своего рода машина времени. Любая история, развивающаяся в группе, доступна во всем своем объеме: от начала до конца. Ничего не забыто, все документировано, к любому моменту можно вернуться. Это помогает лучше понять про себя и свои процессы, а также воочию увидеть их в динамике.

Во-вторых, место. Где бы не жил человек, куда бы он не уехал – везде, где есть интернет, он может быть участником терапевтической группы. Из этого вытекает еще одно важное преимущество, которое отлично оформила участница проекта: «Жители небольших или больших, но отдаленных от европейской части, как …, городов, не избалованы большим количеством терапевтов. Встретить у себя дома, настолько разных, интересных, похожих и непохожих на меня одновременно людей в офлайн пространстве - задача нерешаемая.» Действительно, мне известно насколько трудно организовать и вести терапевтическую группу в небольших городах, где все друг друга знают, где сложно открываться, потому что очень непросто соблюсти конфиденциальность. Или другая ситуация: терапевтические проекты, которые посещают один и тот же круг людей, которые на разной дистанции, но знакомы и нет возможности участвовать в группе с новыми, незнакомыми людьми, не принадлежащими к кругу общения участника.

В-третьих, соблюдение принципа реальности. Случившееся в группе не исчезает, а сохраняется в том виде, в котором произошло. Это дает возможность бесценную самостоятельно увидеть, как искажается мною реальность и (или) апеллировать к доступным всем фактам при обсуждении какой-либо групповой ситуации. Все эти «ты меня не так понял», «я не это имел в виду», «я такого не говорил», все эти ситуации получают совершено другую глубину и объективность. «Возможности для развития в нашей группе, на мой взгляд, безграничны. Все зависело от моей готовности идти на риск». «Местами я вела себя просто ужасно, глупо, непоследовательно и вообще фу. Но я ни о чем не жалею». Действительно, в ряде ситуаций, возможность обратиться к фактам помогала разобраться в ситуации. Но было и так, когда именно обращение к фактам обнаруживало всю пропасть непонимания, невозможности понять двумя людьми друг друга. Это давало очень богатую пищу для размышлений, потому что редко когда можно увидеть и пережить различия в таком концентрированном виде.

В-четвертых. Динамические процессы: «В начале группы я говорила, что хочу скорости. А сегодня я говорю, что хочу замедления». По моим впечатлениям они ярче, мощнее. Возможно это связано с тем, что виртуальное присутствие дает ощущение дополнительной защищенности, возможности сказать «стоп» в любой момент, возможности вернуться к сложному моменту погодя. И это, кстати, не уменьшает эмоциональной вовлеченности. Как сказала одна участница: «Проект виртуальный, а чувства настоящие». Ну и простой сеттинг с ясным обязательством (комментировать сессии) дает возможность легче обнаруживать сопротивление и иметь с ним дело.

Подводя итог, могу сказать, что мне понравилось вести терапевтическую группу онлайн. Понравилось и участникам. Я собираюсь продолжать исследовать возможности этого формата, хочу развивать его. У меня появились новые идеи, которые я хочу проверить в деле. Если интересно, вы можете познакомится с ними на сайте проекта: http://koshkinkirill.ru/cognihard. Буду чрезвычайно признателен вам за вопросы, критику, сомнения.
Made on
Tilda